Отказ от наследства с оговорками или под условием не влечет правовых последствий. Именно к такому выводу пришел Верховный Суд Российской Федерации, рассматривая гражданское дело по иску одного из наследников о признании отказа от наследства недействительным, отказавшегося от своей доли в пользу второго наследника.
Суть дела…
После смерти наследодателя открылось наследство. Наследников по закону было трое: жена наследодателя, дочь наследодателя и сын наследодателя.
Дочь отказалась от своей доли в пользу матери (жены наследодателя). Сын также отказался от своей доли в пользу матери (жены наследодателя), написав заявление нотариусу об отказе. Жена наследодателя здесь же, у нотариуса, оформила нотариально удостоверенное обязательство о выплате сыну стоимости доли в наследстве, которая причиталась бы ему по закону, в случае принятия им наследства после смерти отца, а также обязательство о приобретении для него автомобиля.
Буквально на следующий день, отказавшийся наследник, что называется «проснулся» и направил нотариусу заявление о принятии наследства. Судя по всему, нотариус не принял отказ, оно и понятно почему... Согласно статье 1157 ГК РФ, отказ от наследства не может быть впоследствии изменён, или взят обратно. В итоге иск о признании отказа от наследства недействительным оказался в суде.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении исковых требований.
Апелляционный суд отменил решение суда первой инстанции и удовлетворил исковые требования.
Верховный Суд Российской Федерации, рассматривая дело в качестве суда кассационной инстанции, поддержал выводы апелляционного суда.
Коротко об основаниях удовлетворения исковых требований:
Статьей 1157 ГК РФ предусмотрено право наследника отказаться от наследства в пользу других лиц или без указания лиц, в пользу которых он отказывается от наследственного имущества.
Наследник вправе отказаться от наследства в срок, предусмотренный для принятия наследства, в том числе в случае, если он уже принял наследство. Отказ от наследства не может быть впоследствии изменён, или взят обратно.
Статьей 1158 ГК РФ предусмотрено, что отказ от наследства с оговорками или под условием не допускается.
В данном споре именно это и произошло, а именно получен отказ одного из наследников под условием предоставления ему встречного обязательства о выплате денежной компенсации со стороны наследника, в пользу которого был произведен отказ. Поэтому, в данном конкретном случае, отказ от наследства не был безусловным и безоговорочным, как того требует законодательство, а был обусловлен предоставлением встречного обязательства, что повлекло за собой удовлетворение исковых требований о признании отказа недействительным.